Мнение

Переправа-переправа. Кто тут «левый», кто тут «правый»?

В течение двух  лет с момента подписания между Россией и Украиной  «Меморандума о взаимопонимании по вопросу организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив» наша газета тщательно  следила за развитием этого проекта. Мы неоднократно рассказывали о многочисленных встречах руководителей наших стран, о подготовке проектной документации, о выборе места для строительства.  По первоначальным задумкам, мост должен был появиться уже в 2012 году. Потом, разумеется, сроки пересматривались и окончательным сроком введения моста в эксплуатацию стал 2014 год.
НО…
Тормозом к осуществлению проекта и в 2010 и в 2011 году служили не только экономические и геологические трудности,  но и бессмысленные опасения украинской стороны.
Газета «Кубань Сегодня» в  2011 год  приводила порой абсурдные мнения некоторых украинских политиков, вроде:  «мост нужен Путину для ввода в Крым танков».  Россияне такие доводы всегда воспринимали снисходительно, и работа по проектированию продолжалась. Министр Транспорта РФ Игорь Левитин как-то сказал,  что для строительства потребуется 2 года. Как сообщает сайт «Кавказский узел» (http://www.kavkaz-uzel.ru/) строительство начнется не ранее 2013 года. Т.е. к Олимпиаде уже никак не успеть.  
Но все это цветочки. То,  что большинство украинских политиков и экономистов против моста, это понятно. Их 20 лет учат быть противниками любой российской инициативы. НО! Вдруг, можно сказать: вдруг, откуда ни возьмись, появились заявления от противников строительства и с российской стороны! Они (заявления) не такие абсурдные,  как украинские, однако позволяют заволноваться сторонникам строительства (читай всем простым жителям краснодарского края, Крыма, а также гостям курортов).
Как сказал сатирик Михаил Задорнов: все в этом мире только из-за бабок (денег)! Поэтому  мнения российских аналитиков касаются в основном денежной стороны вопроса.

Игровой бизнес против

"На Украине ввели запрет на игорный бизнес, подобный нашему, - говорит Сергей Ивашев, руководитель отдела продаж Reactive Business Agency (бизнес-агентство в Краснодаре). - Однако недавно власти подготовили проект закона об организации казино в отелях Крыма. Это можно рассматривать как полноценную альтернативу игорной зоне. Украинские аналитики ожидают, что в первую очередь в Крым поедут играть россияне" (здесь и далее приведены реплики из  http://www.dg-yug.ru/).
Иными словами, строительство моста между Крымом  и Кубанью поставит под вопрос развитие Азов-Сити.
И хотя  оно выгодно грузоперевозчикам, населению и т.д.,  представители игорного бизнеса изрядно запаниковали.
По мнению Николая Оганезова, директора Региональной ассоциации деятелей игорного бизнеса по ЮФО, Крым составит очень серьезную конкуренцию строящемуся Азов-Сити. "Для жителей Краснодарского края и Ростовской области Азов-Сити ближе, чем Крым. И операторы игорной зоны рассчитывали в будущем привлекать игроков из Центральной России. Однако при конкуренции Крыма это будет достаточно тяжело, если через Керченский пролив наладят транспортное сообщение", - говорит Николай.
Его понять можно. Отгрохать Азов Сити, а половину потенциальных клиентов (читай дойных коров) отберет Крым – малоприятный сюрприз.
"Крым - курорт уже состоявшийся, при этом очень популярный среди россиян. Украинские власти рассчитывают, что с появлением казино туристы будут посещать его круглый год. Возможно, зимой люди и не поедут сюда играть, но даже с учетом сезонности "азартный" бизнес будет "радовать"  украинскую казну. А чтобы превратить Азов-Сити в полновесный игорный курорт, уйдут десятки лет и миллиарды рублей", - говорит Сергей Ивашев.

Курорты тоже против
 

Одна из основных идей проекта строительства моста  - создание единой рекреационной зоны в районе Черного и Азовского морей. "Многие, кто работает на побережье, опасаются развития Крыма. Строительство транспортной магистрали через Керченский пролив может привести к оттоку туристов и создать избыток мест на наших курортах", - считает все тот же Николай Оганезов. (прямо как директор санатория заговорил! прим. авт.)  Я не удивлюсь,  если он когда-нибудь скажет и что-то  вроде: мост опасен с точки зрения детского травматизма. Ведь не исключено, что ребенок может свалиться в море…
"Впечатления от Крыма у тех, кто там побывал: беднее, чем на Кубани, но ближе к Европе. Наличие моста и свободный проезд заставят наших курортников предлагать более адекватные цены и сервис. Чтобы краснодарские курорты цивилизовались, им нужен конкурент", - считает Михаил Савва, доктор политических наук, профессор КубГУ. И, по моему мнению, правильно считает. Но не будем здесь обсуждать преимущество или отсталость кубанских  курортов, просто посмотрим еще несколько мнений.
Расстояния
"Нельзя однозначно сказать, заберет Крым часть отдыхающих у Краснодарского края или нет, - рассказали сайту http://www.dg-yug.ru/ в туристической компании "Селена" (Краснодар). - В Крыму цены примерно на 10% ниже, чем на курортах Кубани. Инфраструктура - на одном уровне. Объектов показа в Крыму больше. Там есть старинные замки, которых нет у нас и которые привлекают многих туристов. Но в Краснодарском крае тоже есть что посмотреть. У этих двух регионов разная история, поэтому объекты показа совершенно разные".
Также в компании отметили, что для местных туристов преимуществом кубанских курортов является их территориальная близость. От Краснодара до Сочи - 300 км, до Крыма - 500.
Вот тут даже неискушенный в перевозках читатель сразу поймет, лукавят представители агентства. От Краснодара до Сочи, действительно почти 300 километров. И от  Краснодара до Крыма (т.е. до севера  полуострова г. Красноперекопск) -  500 км.  А вот от Красноперекопска до моря, например, до г. Ялта еще 200 км. Итого 700 километров. А теперь посчитаем по кратчайшему маршруту: столица  края – Темрюк 150 км. Темрюк – порт Кавказ 70 км. Плюс 4-5 км керченский пролив. Итого 225 км.  Может быть, этого расстояния боятся местные курорты?
А вот чего опасаются в ГУП "Краснодарский краевой социальный центр". Его директор
Николай Петропавловский, рассказал, что,  хотя  «на Кубани идет тенденция к "старению" отдыхающих - сюда каждый год ездят одни и те же люди и  новых практически нет, а  сообщение с Крымом позволит наладить обмен туристами.» однако:  "Иначе может получиться, что мы построим хороший мост, но он будет "закупорен" транспортным потоком с обеих сторон. Дорога от Краснодара до Тамани и сейчас сильно загружена. Если перевозок станет больше, она превратится в сплошную пробку".  Вывод: надо усовершенствовать дорожную сеть. Но тут вступает в силу закон о пресловутых двух российских бедах,  я это сформулировал изящно:  одним не выгодны хорошие другие.

Экологи тоже против

"Керченский транспортный переход создаст возможности для реализации экологически опасных проектов. Уже сейчас его увязывают с транспортировкой до 30 млн. тонн в год казахской нефти на терминал в Феодосии", - говорит Андрей Рудомаха, координатор "Экологической Вахты по Северному Кавказу".
То есть строительство моста  через Керченский пролив приведет к разрастанию существующих и постройке новых портов, увеличению перевалки нефти и других опасных грузов. И без того -
"Азовское море находится в чрезвычайно кризисном состоянии. Любое серьезное вмешательство в экосистему Керченского пролива отразится и на состоянии Азовского моря. Сейчас из-за поступления загрязненных вод, активного судоходства, деятельности портов "Кавказ" и "Керчь", стоков Керчи и т.д. экологическая ситуация в проливе стала критической. Здесь находятся нерестилища многих ценных видов рыб. Также создается угроза Таманскому заливу", - утверждает Андрей Рудомаха.
С экологами трудно спорить, в конечном счете, они все равно правы. Но вернемся к хозяевам курортов и будущим хозяевам казино. Честно скажу – был я и в украинских и в российских казино. Сделал вывод: наши на порядок честнее, а обслуживание качественней. Поэтому, конкуренцию они выдержат. Чего нельзя сказать о курортах.  Поэтому не надо воевать с мостом, надо поднимать уровень курортов, снижать цены.  И тогда турист (и даже украинский!) потянется на Кубань за качественным недорогим отдыхом, отличным сервисом и удивительными экскурсионными программами. А жители Кубани потянутся в Крым не за дешевизной, а за тем же самым….
Размышлял В. Павлевич